Сусский музей — это уникальное собрание памятников античных культур, по своему значению второе в Тунисе, после столичного музея Бардо. Музей размещён в одном из зданий средневекового арабского ядра города — Касбе. Исторические музеи являются бесценными сокровищницами предметов культуры прошлого. Сусский музей — одна из таких сокровищниц.
Уже в XI в. до н. э. на месте современного Сусса выходцы из Тира основали колонию. Финикийцы назвали этот город Гадруметом (Хадруметом). Наряду с другими финикийскими городами: Карфагеном и Утикой, — Хадрумет был важным торговым и военным опорным пунктом финикийцев. В Хадрумете, подобно Карфагену, были сооружены одни из первых в Африке культовые здания — храмы богини луны Танит (Астарта в Финикии) и бога солнца Ваала (Ваала-Хаммона в Финикии). Храмы располагались близ моря — там, где сейчас возвышается католическая церковь. В течение семисот лет стояли эти храмы в центральной части Хадрумета. Были найдены и надгробные стелы с надписями, восхваляющими богиню Танит, бога Ваала, с изображениями этих богов. Памятники пунической культуры: надгробные стелы, погребальные урны, керамика. На одной из стел, датируемой V в. до н. э., Ваал изображён, как и в Карфагене, верхом на сфинксе.
Своеобразна была античная история города Суса. Уникальны римские мозаики и скульптуры, свидетельствующие о культуре первых веков нашей эры. В музее имеется много предметов древнеримского искусства. Здесь хранятся мозаики, выполненные в I и II вв. н. э. Особый интерес представляет ряд панно.
Панно «Нереида» — прекрасная нимфа, дочь морского бога Нерея, — восседает на морском леопарде, т. к. на мозаике хорошо видна пятнистая окраска животного. У леопарда длинный хвост, наподобие не то рыбьего, не то змеиного, — это уже секрет древних художников. Мозаика поражает своей красотой до сих пор, хотя она создана в конце II в. н. э.
Панно «Похищение Ганимеда» — в мозаичном квадрате тёмного цвета, как в раме, выложен тоже мозаичный круглый медальон. В нём на телесного цвета фоне изображён огромный орёл, символизирующий бога Зевса. Изогнув вправо шею, занеся свой огромный клюв над испуганным Ганимедом, орёл-Зевс как бы обозначает неизбежность судьбы. По древнегреческой мифологии, Ганимед был похищен Зевсом, который пленился необыкновенной его красотой.
Интересно мозаичное изображение «Победители лошадей»: объездчики укрощают четырёх скачущих лошадей. Бросается в глаза непомерно большой рост людей сравнительно с ростом лошадей; по-видимому, сюжет должен символизировать силу человека.
Для мозаик начала III в. н. э. характерны помпезность, изображение различных сцен сладострастия, опьянения и т. д. Панно «Играющий Орфей» наиболее характерно для этого периода. Этот фракийский певец своей музыкой заставлял сдвигаться с места камни, укращал пением диких зверей. Миф об Орфее был весьма распространён в начале нашей эры, как символ мира и благоденствия. В центре панно изображён Орфей, играющий на лире в окружении очарованных его музыкой животных и птиц. Изображения животных — оленя, газели, тигра, буйвола, кабана, льва — образуют первый круг, непосредственно вокруг Орфея. Изображения птиц — павлина, утки, индюка и других — составляют второй — внешний круг. В уцелевших углах панно изображены леопард, лошадь, бык.
Мозаичное панно «Триумф Нептуна» — Нептун стоит в лодке, влекомой парой гиппокампов — мифических полулошадей-полурыб. Атлетическое сложение Нептуна как-то не ассоциируется с его «иконописным ликом», напоминающим изображения великомучеников христианской церкви. По-видимому, в начале III в. н. э., когда влияние христианства уже укреплялось, стало сказываться его воздействие на римское искусство.
В несколько иной манере выполнено мозаичное панно «Триумф Бахуса» (Диониса). В помпезной картине всё насыщено плотью. И сам Бахус, выезжающий на четвёрке полосатых тигров, и звери — всё изображено реалистично, чувственно.
|