Главная - История Туниса - Экономика Тунис

Памятные места Туниса:

Кухня Туниса

News image

Тунисская кухня вобрала в себя традиции средиземноморья, впитала греческие традиции кулинарного искусства, элементы французских ...

Разное о Тунисе

News image

Жизнь правоверного мусульманина определяется обязанностями, налагаемыми на него исламом: он должен признавать исключительно един...

Кусочки истории:

Хаммамет - всемирно известный курорт

News image

- Название этого города-курорта происходит от арабского слова «хаммам» - баня. О том, как можно поправить здоровье в этих местах...

История поселения Джербы

News image

История Джербы уходит в далекое прошлое. Есть легенда о том, что это и есть тот самый, воспетый в древних мифах остров Огигия, г...

Авторизация



Реклама*

Погода


Экономика Тунис
Путеводитель - История Туниса

экономика тунис


Когда в 1956 Тунис получил независимость, он являлся аграрной страной. С тех пор значительно расширилась промышленная база Туниса, доминирующая роль в которой принадлежит нескольким крупным секторам. Развитие тунисской экономики зависит от экспорта нефти и минерального сырья, роста обрабатывающих отраслей, развития туризма и поступлений из-за границы. К началу 1980-х годов сельское хозяйство оставалось существенным, но далеко не преобладающим сектором экономики. Внутренний валовый продукт (ВВП) Туниса в 1997 составил 18,7 млрд. долл. США. В последние годы неуклонно увеличивался доход на душу населения, с 1956 по 1997 он вырос с 300 до 2034 долл. Развитие экономики в независимом Тунисе шло относительно быстрыми темпами, но, как выяснилось, не всегда в верном направлении. Это стало проявляться на протяжении 1970-х годов, но особенно очевидным стало в 1980-е годы, когда одновременно с жесточайшей засухой, поразившей сельское хозяйство, сократился объем экспорта нефти. Внезапное падение мировых цен на нефть вызвало в 1986 кризис платежей, что побудило правительство Туниса обратиться за финансовой помощью к Международному валютному фонду (МВФ). Последствия кризиса были сглажены в 1987, когда были повышены мировые цены на нефть, а частые осадки позволили собрать хороший урожай. Тем не менее в результате негативного воздействия военных действий в зоне Персидского залива на развитие экспорта и туризма в 1991 правительство Туниса было вынуждено прибегнуть к жесткой экономии государственных средств. Страна быстро оправилась от последствий войны, и в 1992 ВВП увеличился на 8,6%. В июле 1995 между Тунисом и Европейским Союзом было достигнуто соглашение о либерализации торговли.
Трудовые ресурсы. В 1994 в экономике Туниса было занято 2,8 млн. человек, ок. 77% из них мужчины. Приблизительно 22% трудовых ресурсов было сосредоточено в сельском хозяйстве, 20% - в обрабатывающей промышленности, 29% - в сфере услуг, 14% - в торговле, ресторанном и гостиничном бизнесе и 13% - в сфере строительства. Рост безработицы в 1993 вынудил многих тунисцев искать работу за пределами родины. Многочисленность тунисской диаспоры свидетельствует о неблагоприятной ситуации в области занятости, но в то же время денежные переводы из-за границы составляют важный источник накоплений иностранной валюты. В последнее время правительство поощряло отъезд тунисцев на заработки в Саудовскую Аравию, что было вызвано оттоком рабочей силы из таких стран, как Франция и Ливия.
Энергетика. В 1994 источником приблизительно 54% потребляемой в стране энергии служила сырая нефть. В сельских районах важным энергоносителем служит древесина, на долю которой в 1985 пришлось 14% потребленной в стране энергии. Несмотря на то, что производство сырой нефти превышает внутренние потребности страны, Тунис вынужден импортировать некоторую часть нефти. Кроме того, поскольку развитие мощностей национальных нефтеперерабатывающих предприятий не соответствует потребностям страны, Тунис вынужден закупать за рубежом свыше 50% потребляемых нефтепродуктов. В 1994 в стране было выработано около 6 млрд. кВт/ч, приблизительно в четыре раза больше по сравнению с 1975.
Транспорт. На момент достижения в 1956 независимости Тунис располагал системой транспортных коммуникаций; за прошедшие годы она значительно расширилась и улучшилась. Главные города соединены железнодорожным сообщением и автодорогами с твердым покрытием, железнодорожной колеей с побережьем связан ряд внутренних районов, где производится добыча фосфоритов. Страна располагает четырьмя коммерческими морскими портами: Тунис-Ла Гулетт (Тунис-Хальк аль-Уэд), Бизерта, Сус, Сфакс и Габес. Имеется также нефтяной терминал в Схире на побережье залива Габес, который связан с внутренними районами нефтедобычи нефтепроводами. Тунис связан с Алжиром железной дорогой и шоссе, а с Ливией, поскольку железнодорожный путь обрывается в Габесе, только автотрассой. К настоящему времени система железнодорожных путей модернизирована и расширена. Торговый флот Туниса относительно невелик, но он перевозит значительную часть экспортно-импортных грузов. Пять крупных городов располагают собственными аэропортами: Аль-Увайна (Тунис-Картаж), Монастир, Джерба, Таузар и Табарка. Большинство международных авиарейсов обслуживается аэропортом Аль-Увайна вблизи столицы.
Сельское хозяйство. Сельскохозяйственное производство - основа экономики страны, в нем занята почти четверть трудоспособного населения. Две трети территории Туниса предоставляют благоприятные условия для ведения сельского хозяйства. Страну можно разделить на пять сельскохозяйственных районов: плодородные горные долины севера, где выращивается пшеница; северо-восточные области, включая п-ов Эт-Тиб, специализирующиеся на производстве цитрусовых и винограда; северная часть центрального района, известная своими оливками; центральный район - центр овцеводства и оазисы засушливой южной части центральной области. Природно-климатические условия не гарантируют урожаи, и, поскольку орошаемых площадей немного, успех земледелия зависит от количества осадков, выпавших в тот или иной год. Главные сельскохозяйственные культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, овес и сорго. Объемы произведенной в Тунисе сельскохозяйственной продукции не покрывают нужды населения, поэтому страна вынуждена импортировать пшеницу и другие продовольственные культуры. Важное место занимает производство фруктов, которые составляют важную статью экспорта. На экспорт выращиваются оливки, апельсины, фиги, финики и виноград, Кроме того, в стране возделывают помидоры, картофель, дыни, зеленый перец-чили и другие виды перца, сахарную свеклу, абрикосы и миндаль. Важное место в животноводстве занимает выращивание овец, цыплят и коз, большое внимание уделяется также разведению крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Правительство видит главную задачу в повышении уровня сельскохозяйственного производства. В 1969 оно отказалось от политики приватизации сельского хозяйства. Нынешняя политика в области сельского хозяйства направлена на достижение самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, что позволит сократить импортные закупки и создать здоровую сельскую экономику. Это, в свою очередь, уменьшит отток сельского населения в города. В настоящее время осуществляется программа повышения эффективности сельскохозяйственного производства путем расширения орошаемых площадей, что должно помочь сельскому хозяйству в борьбе с последствиями частых засух. В 1994 были орошены 385 тыс. гектаров. Почти все орошаемые земли находятся в северной части страны, главным образом в долине р.Меджерды вблизи Кайруана. Другой путь повышения уровня сельскохозяйственного производства - механизация и применение химических удобрений. Вместе с тем программы модернизации сельского хозяйства распространяются преимущественно на крупные хозяйства; что касается мелких крестьянских участков, то там по-прежнему используются методы традиционного ведения хозяйства.
Горнодобывающая промышленность. Важнейшее минеральное сырье - нефть, хотя по ее запасам, которые в начале 1990-х годов были оценены в 263,9 млн. т, Тунис намного уступает соседним странам. Первые значительные месторождения нефти были обнаружены в 1964 в районе Бормы, вблизи южной границы с Алжиром. В начале 1980-х годов основными районами нефтедобычи служили месторождения в Борме, залежи нефти в Дулебе на севере центрального района и шельфовые районы залива Габеса вблизи Сфакса. В 1991 Тунис произвел 5,2 млн. т нефти. В районах мыса Эт-Тиб и Бормы осуществляется также добыча природного газа. Тунис - один из ведущих производителей фосфоритов, добыча которых ведется главным образом в центральных районах страны, прежде всего в районе Гафсы. В незначительных количествах в стране налажено также производство железной, свинцовой и цинковой руд, а также соли.
Обрабатывающая промышленность. Наиболее развитыми являются текстильная и швейная промышленность. Большая часть текстильного производства идет на экспорт. Другие важные отрасли производства : нефтепереработка, металлургия, производство электрооборудования, машин и транспортных средств, химических товаров на основе фосфоритов, цемента, обуви, табачных изделий, бумаги и мебели. Предприятия расположены прежде всего в Тунисе, за ним идут Сус, Сфакс, Габес и Бизерта.
Туризм. В период 1961-1972 каждый год доходы от иностранного туризма увеличивались на 30%. В последующие годы темпы его развития снизились, что объяснялось спадом мировой экономики и актами насилия и произвола в соседней Ливии. Тем не менее в 1985-1995 удалось сохранить уровень роста туристического обслуживания на отметке 6,5%. Значительное число туристов прибывает из Германии, Алжира, Ливии и Франции. Иностранных туристов привлекают такие центры, как Тунис, Сус, Хаммамет и Джерба. В 1996 Тунис посетили 3884 тыс. иностранных туристов, доход составил 1,358 млрд. долл.
Внешняя торговля. Внешнеторговый баланс Туниса ежегодно сводится с дефицитом, так как стоимость импорта превышает экспортные поступления. Так, в 1996 импорт составил ок. 7,5 млрд. долл., в то время как экспорт принес лишь 5,4 млрд. долл. Основные статьи импорта - машины и оборудование, сырая и переработанная нефть, продовольственные товары, транспортные средства, древесина, а также хлопок-сырец и хлопчатобумажная пряжа. Экспортные поступления за 1995 в процентном отношении выглядели следующим образом: текстильные товары и кожа - 47,5%, химические и сопутствующие товары - 11,9%, машины и транспортное оборудование - 9,4%, сельскохозяйственные продукты и продовольственные товары - 8,7%, минеральное сырье, топливо и смазочные материалы - 8,5%. Другие важные статьи экспорта - фосфориты и продукты их переработки, оливковое масло, вино, очищенный свинец, железо и сталь. Кроме того, важными источниками иностранной валюты являются туризм и денежные переводы тунисцев. Главные внешнеторговые партнеры: Франция, Италия и Германия. В 1995 на долю Европы пришлось 71,5% импорта и 79% экспорта Туниса.
Финансы и банковское дело. Эмиссия денежной единицы страны, динара, осуществляется Центральным банком Туниса. В банковско-финансовой системе страны функционируют местные частные коммерческие банки и представительства французских и других европейских банков. Кроме того, имеются банки, финансирующие проекты экономического развития Туниса. Некоторые из таких банков находятся в совместной собственности Туниса и других стран, чаще всего Алжира, Саудовской Аравии и Кувейта.
Государственный бюджет. Ежегодный текущий государственный бюджет Туниса имеет излишек, который образует бюджет развития. Вместе с тем оба бюджета, как правило, страдают дефицитом платежного баланса, значительная часть которого покрывается за счет иностранных займов. Главные источники государственных поступлений - пошлины (ок. 26% в 1995), налог с физических и юридических лиц (13%), налоги на торговлю и акцизы (20%), поступления в социальный фонд (15%), а также доход от деятельности государственного сектора, прежде всего предприятий нефтяной промышленности. Затратная часть бюджета состоит из расходов на образование (в 1995 ок. 18%), общественную безопасность и социальное обслуживание (16%), содержание жилого фонда (5%) и сельское хозяйство (8%).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новые отзывы туристов:

Гонки на верблюдах на планете Татуин

News image

В далекой-далекой галактике, на планете Татуин… Так начинается легендарный фильм «Звездные войны». Смотря его, мы даже не подозреваем, что видим не другие миры и галактики, а соб...

Прогулка по Тунису

News image

Монастир Это самые большие воздушные ворота, через которые вы попадаете в Тунис, и один из наибольших тунисских курортов. Из отелей, растянувшихся вдоль береговой линии, можно д...

Карфаген против Рима

News image

Недалеко от нынешней столицы Туниса находится главная достопримечательность этой страны – Карфаген. Точнее, руины Карфагена. Древний город местные называют на французский манер –...

Курорты Туниса

News image

Кебили

Город Кебили расположен с запада от знаменитого соляного пересыхающего озера Шотт-эль-Джерид. Его называют главным цен...

News image

Матмата

Весьма привлекательное для туристов место. «В гости к троглодитам» – неплохо звучит. А на самом деле троглодиты эти со...

News image

Порт Эль-Кантауи

В 12 км севернее Сусса в конце 70-х гг. были построены гавани и гостиничный комплекс Эль-Кантауи. По побережью гав...

Достопримечательности Туниса:

News image

Тунис. Общая информация для туристов.

Тунис - это удивительная страна, которая славится своим многообразным отдыхом.   Роскошные пляжи и тёплое средиземное мо...

News image

Махдия

Сегодня Махдия – главный рыболовецкий порт Туниса, современный курорт с развивающейся туристической инфраструктурой, г...

News image

Татавин – Меденин – Матмата

Мы с приятелем до сих пор, уже сидючи в Москве, горды тем, как классно мы рассчитали все наши тунисские маршруты. Днем...

Впечатления:

News image

Тунис-Карфаген-Сиди-Бу-Саид

Эта экскурсия - своеобразная машина времени, которая поможет вернуться в историю, почувствовать дух эпохи пунических в...

News image

Галопом по Европам

Тунис, как много в этом звуке для сердца русского сплелось, как много в нем отозвалось! Ой, что это я. Впрочем, у меня...

News image

Отели Туниса

широте, что и греческие острова и испанские курорты Коста-Брава и Коста-дель-Соль, а также полюбившиеся турецкие Кемер...

Главная | Друзья сайта | Добавить статью | Структура сайта | О проекте | Блог